По восточному гороскопу 2016-ый – год огненной обезьяны. Один из главных политических персонажей уходящего года в международной политике и по своей эксцентрике, и по огненной шевелюре почти идеально соответствует восточному символу этого года. Из этических соображений не буду называть его имя. Догадаетесь сами, думаю, это не сложно.
Правда, в международной политике год прошел, скорее, под знаком "черных лебедей", как называют в современной социальной теории непредсказуемые события, резко меняющие политическую и экономическую ситуацию. В прошедшем году мир пережил целый ряд таких событий – Brexit, нидерландский референдум, попытка военного переворота в Турции, победа Дональда Трампа на президентских выборах в США, резонансные террористические акты в Европе, трагедия в Алеппо. Именно "черные лебеди" в европейской политике обусловили торможение и откладывание решение Евросоюза о предоставлении Украине безвизового режима, а также "нидерландский сбой" с завершением процесса ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Читайте также: Черный лебедь Сирии
На внутренней украинской политике также сказался обезьяний характе уходящего года, что проявилось в череде громких, хотя и безрезультатных скандалов, которые происходили каждые два-три месяца. Но при этом подтвердилась и парадоксальная природа украинской политики.
ПРЕЗИДЕНТ ПОРОШЕНКО: ЧЕМ БОЛЬШЕ БЬЮТ, ТЕМ ОН СИЛЬНЕЕ
В этой связи очень показательна ситуация вокруг президента Петра Порошенко. На него и его окружение в 2016 году обрушилась целая лавина репутационных скандалов (начиная от обвинений Айвараса Абромавичуса в адрес Игоря Кононенко и заканчивая обвинениями беглого депутата Александра Онищенко). На Западе это могло бы разрушить карьеру любого политического лидера. Но не в Украине. Даже оппоненты главы государства признают, что его политическое влияние за последний год вновь усилилось. Но и здесь мы видим парадокс – политическое влияние Порошенко возросло, а вот его рейтинги несколько снизились. Хотя упомянутые скандалы ударили не так сильно, как ожидали оппоненты президента. Наибольшее падение произошло в 2015 году в связи с социально-экономическим кризисом. Во второй половине этого год, по данным различных социологических опросов, рейтинги Порошенко относительно стабилизировались.
Читайте также: Во что может вылиться история с "пленками Онищенко"
ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОАЛИЦИЯ
Весной 2016 года в процессе преодоления парламентско-правительственного кризиса произошло вынужденное переформатирование коалиции парламентского большинства. Из ее состава вышли фракции "Батькивщина" и "Самопомич". Де-юре в составе коалиции остались только две фракции – "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт", а также ряд внефракционных депутатов. До сих пор продолжаются споры о юридической правомочности нынешней коалиции. Но в Регламенте Верховной Рады четко не прописаны механизмы роспуска парламентской коалиции, а также механизмы фиксации ее возможной неправомочности. Кстати, не прописаны и механизмы правовой взаимосвязи (и взаимной политико-правовой ответственности) коалиции и созданного ею правительства.
Читайте также: Бюджет вслепую
Еще один парламентско-коалиционный парадокс связан с тем, что у нас, помимо официальной коалиции, существует еще и неофициальное парламентское большинство. Как показали голосования за бюджет, за ключевые кадровые вопросы, а также за многие законопроекты, кроме фракций "официальной коалиции" к реальному большинству регулярно присоединяются депутатские группы "Возрождение" и "Воля народа", целый ряд внефракционных депутатов, а периодически и бывшие партнеры по коалиции – фракции "Самопомочи" и Радикальной партии. Широкий набор неофициальных партнеров коалиции к тому же позволяет нивелировать их потенциальные претензии на "золотую акцию". И при такой комбинации "официальной" и "неофициальной" коалиции президенту и правительству удается проводить свои решения через парламент гораздо легче, чем в прошлом году, когда официальная коалиция насчитывала сначала пять, а затем четыре фракции.
СМЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВА
Главным внутриполитическим событием уходящего года стала смена правительства. В апреле 2016-гоАрсения Яценюка на посту премьер-министра заменил Владимир Гройсман. Существенно поменялся и состав Кабинета министров. Смена правительства способствовала урегулированию парламентско-правительственного кризиса и относительной стабилизации политической ситуации. Однако по отношению к новому Кабмину было много скептических ожиданий. Да, он выглядит не таким ярким как предыдущый, – работает без шума и блеска, но зато решительно и последовательно. Гройсман не стал все валить на "попередникив" и начинать с чистого листа. Был продолжен курс на структурные реформы, определенные успехи в реализации которого признали и наши европейские партнеры. Но при этом новый премьер ищет свои собственные "фишки" – существенная активизация дорожного строительства, реформа заработной платы (двойное повышение минималки). Очень заметно, что Гройсман не любит половинчатых решений, не хочет ждать более благоприятных условий и не боится рисковать. Такой вот новый стиль нового премьер-министра.
И в самом конце этого сюжета отметим пикантный нюанс: Яценюк ушел, но явно хочет вернуться; Гройсман только пришел, но быстро уходить не собирается.
ТАРИФНЫЙ ШОК
Для многих жителей Украины 2016 год запомнится резким повышением цены на газ и коммунальных тарифов. Платежки с четырехзначными суммами, которые зачастую были сопоставимы с размерами заплат и пенсий, стали настоящим шоком для потребителей. Конечно, это было вынужденное решение, связанное с необходимостью наведения порядка на энергетическом рынке и выполнением наших обязательств перед МВФ, что диктовалось уже потребностью обеспечить общую финансовую стабилизацию. Но есть и серьезные подозрения по поводу неадекватных "запросов" монополистов в сфере коммунальных услуг и обоснованности методики расчета тарифов. Эта проблема заметно повлияла на возрастание социального и политического напряжения в украинском обществе и, как минимум, в ближайшей перспективе она будет главным риском и вызовом для правительства и власти в целом.
Читайте также: Что не так с тарифами на коммуналку в Украине
ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ "ПРИВАТБАНКА"
В декабре был национализирован "ПриватБанк" – крупнейший частный банк страны. Это решение стало едва ли не главной политико-экономической сенсацией 2016 года, но оно не было неожиданным. О проблемах этого банка было известно давно. К концу года возник реальный риск его банкротства, что грозило бы огромными проблемами для собственников и могло спровоцировать цепную реакцию банковского кризиса в стране. Поэтому национализация "ПриватБанка" стала компромиссным способом (для бывших собственников и государства) разрешения потенциально кризисной ситуации и может иметь тектонические последствия для расклада экономических и политических сил в Украине. Насколько масштабными и какими именно они будут – узнаем уже в будущем году.
Читайте также: Национализация "ПриватБанка" или Что все это означает
ЗАПУСК НОВЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ
В 2016 году наконец-то заработали новые антикоррупционные институты. Качественного перелома в сфере борьбы с коррупцией пока не произошло, но новые органы – НАБУ (Национальное Антикоррупционное Бюро) и Специализированная Антикоррупционная прокуратура – проявили себя достаточно заметно и активно. Руководителям и работникам этих структур явно не хватает опыта, возможно, в некоторых случаях проявляется и дефицит решительности. Тем не менее арестов по коррупционным делам стало заметно больше. Но пора бы уже переходить и к судебным процессам, с соответствующими приговорами по этим делам. Беспокоит еще одна проблема, проявившаяся в уходящем году, – конфликты между правоохранительными ведомствами, которые только отвлекают их внимание от своих непосредственных задач, в том числе и от борьбы с коррупцией.
Читайте также: Е-декларации как проявление культуры "униженных и оскорбленных"
Несмотря на серьезное сопротивление, осенью этого года была все-таки запущена система электронного декларирования. Содержание е-деклараций многих наших депутатов, чиновников и судей стало шоком не только для украинцев, но и для зарубежных наблюдателей. Но именно система электронного декларирования должна стать одним из главных инструментов антикоррупционного контроля за доходами и расходами наших чиновников. Насколько эффективно удастся это сделать, зависит от работы еще одного нового института – Национального агентства по противодействию коррупции (НАПК). Пока к его деятельности много вопросов и претензий. Но общественное внимание к системе электронного декларирования настолько велико, что руководству НАПК либо придется показывать результаты своей работы, либо встанет вопрос о его замены.
"ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ" ЮРИЯ ЛУЦЕНКО
Одним из главных внутриполитических событий 2016 года стала очередная замена Генпрокурора. Виктор Шокин вынужден был уйти с этой должности, как в связи с резкой критикой в свой адрес, так и вследствие многочисленных скандалов внутри и вокруг Генпрокуратуры. Вслед за этим мы увидели "второе пришествие" Юрия Луценко в правоохранительную систему. Он уже дважды был министром внутренних дел (февраль 2005 – декабрь 2006 гг.; декабрь 2007 – январь 2010 гг.) и вот теперь стал Генпрокурором. Не секрет, что Юрий Витальевич любит выступать в роли "революционного Терминатора" в правоохранительной системе. Но предыдущий опыт его работы в МВД был весьма неоднозначным и не завершился революционной трансформацией этого ведомства. И вот теперь новая попытка уже в другом ведомстве, во многом более сложном, чем МВД. Информационного фейерверка и драйва в деятельности Генпрокуратуры после прихода Юрия Луценко явно прибавилось. А вот вопрос о качественном реформировании этого ведомства пока остается открытым.
ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ НАДЕЖДЫ САВЧЕНКО
Самая фантасмагорическая трансформация 2016-го – Надежда Савченко. В начале года мы видели ее взлет, одновременно и драму, и вершину славы на судебном процессе в России. В конце года мы стали свидетелями ее репутационного падения после конспиративной встречи с главарями сепаратистских квази-республик в Минске и заявлений о необходимости примирения с сепаратистами. Если бы кто-то еще полгода назад сказал о возможности такого сценария, его посчитали бы провокатором.
Читайте также: Закат звезды по имени Надежда
Теперь многие считают провокатором саму Савченко. Еще в июне в случае президентских выборов за нее были готовы голосовать около 10% украинцев (от общего числа избирателей), сейчас – только около 2%. Всего за полгода героиня Украины превратилась в антигероиню. Почему так случилось? Это предмет для отдельной дискуссии, поскольку версии высказываются самые разные – от конспирологических до психоаналитических.
ДАУН-ШИФТИНГ МИХЕИЛА СААКАШВИЛИ
Еще один пример показательной политической трансформации на протяжении 2016-го – Михеил Саакашвили. В начале года он имел один из самых высоких рейтингов (по уровню доверия и поддержки) среди украинских политиков, рассматривался в качестве потенциального претендента на пост премьер-министра. В ноябре он со скандалом, но бесславно (без сколь-либо заметных достижений) ушел с поста руководителя Одесской областной госадминистрации, заявив о начале самостоятельной оппозиционной деятельности. Правда, теперь за его партию готовы проголосовать только 2,5% украинских граждан среди тех, кто определился и намерен участвовать в выборах. Такой вот политический даун-шифтинг – из президента Грузии в одесские губернаторы, из кресла губернатора – во второразрядные украинские оппозиционеры.
КАСТИНГ-ПАРАД НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Зато Михеил Саакашвили сделал заметный личный вклад в обойму новых политических проектов. Сначала его соратники презентовали намерения создать партию "Хвиля", затем сам Саакашвили анонсировал создание "Движения новых сил". В 2016 году мы увидели целый кастинг-парад таких проектов: создание и раскрутка партий "За жизнь" (Вадима Рабиновича и Евгения Мураева) и "Национальный корпус" Андрея Билецкого, появление партий Дмитрия Яроша и Надежды Савченко, попытка обновления и ребрендинга "Демократического альянса" (с приходом туда Мустафы Найема, Сергея Лещенко и Светланы Залищук), ребрендинг партии Сергея Каплина, а также создание других новых, но менее известных партий. Эта тенденция является ответом на популярные тренды в общественно-политических настроениях – ожидание досрочных парламентских выборов и запрос на новые политические силы.
Читайте также: Не договорились
Но вот что интересно. Ни одна из новых политических сил, созданных в 2016 году или заявившая о своем ребрендинге, никак не проявила себя на выборах, прошедших в нынешнем году. На довыборах народных депутатов, состоявшихся в июле в семи территориальных округах, среди победителей мы увидели представителей партий "Батькивщина", "УКРОП", "Наш край". На выборах в объединенных территориальных общинах, состоявшихся в декабре, тройка победителей выглядела похожим образом, но с одним существенным отличием: "Батькивщина", "Наш край" и "Блок Петра Порошенко". "Наш край" и "УКРОП" также можно отнести к новым политическим партиям. Они были созданы в прошлом году и успешно выступили на местных выборах. По сути мы видим две прямо противоположные стратегии продвижения новых политических проектов: 1) продвижение через успешное участие в выборах ("Наш край" и "УКРОП"); 2) виртуальное продвижение (через активное присутствие в масс-медиа).
ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО: ПОДНЯЛАСЬ, НО НЕ ВЫИГРАЛА
В 2016 году Юлия Тимошенко и ее партия продолжили восхождение. Согласно ряду социологических опросов они стали лидерами электоральных рейтингов. Как уже отмечалось, "Батькивщина" успешно выступила на выборах, проходивших в нынешнем году. Не удивительно, что Юлия Тимошенко активно стремится к досрочным выборам, похоже уже не только к парламентским, но и президентским. Но вот добиться этой цели в уходящем году ей не удалось. Рейтинговый потенциал Тимошенко увеличился, а вот ее парламентское и политическое влияние остается ограниченным.
НЕОПРАВДАВШИЕСЯ ОЖИДАНИЯ ДОСРОЧНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
Весь 2016 год, как и предыдущий, прошел в ожидании досрочных парламентских выборов. И вновь эти ожидания не оправдались. Силы, которые выступают против досрочных выборов (руководство страны, две правящие партии, большая часть парламентариев, международные партнеры Украины), оказываются гораздо весомее, чем политические партии, поддерживающие эту идею ("Батькивщина", "Оппозиционный блок", внепарламентские партии). Нынешняя Верховная Рада все более напоминает 5-й созыв, который был избран на внеочередных выборах 2007 года, которому каждый год предрекали роспуск, но который проработал все 5 лет.
ТРАГЕДИИ-ЗАГАДКИ
За пестрой мишурой украинской политики нельзя забывать и о трагических страницах прошедшего года. В этом контексте в качестве политической тенденции отмечу два трагических события –убийство известного журналиста Павла Шеремета игибель 5 полицейских в Княжичах.
Читайте также: Шеремет. Убийство в прямом эфире
Мы до сих пор не знаем, кто и почему убил Шеремета. Масса вопросов остается и по поводу смертельной перестрелки в Княжичах. Объединяет эти события одно – серьезные проблемы в работе правоохранительных органов.
НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН
Война в восточных регионах страны продолжилась, но она стала позиционной, окопной. Впервые за все время этой войны в этом году существенно не менялась линия фронта. Обе стороны занимали отдельные позиции на нейтральной полосе, но каких-либо масштабных наступлений и продвижений не было. Военная ситуация в конфликтном регионе относительно стабилизировалась. Однако обстрелы с обеих сторон и локальные боевые столкновения продолжаются, хотя их уже меньше, чем в предыдущем году. К сожалению, есть и жертвы.
Читайте также: Стимулирование по-русски
Ситуация с переговорным процессом об урегулировании конфликта на востоке Украины также отличалась "стабильностью". Никакого существенного продвижения в этих переговорах не произошло. Можно даже говорить об определенной стагнации переговорного процесса. В августе из-за странного "крымского инцидента" произошел кризис "нормандского формата" переговоров, но благодаря усилиям Германии и Франции его удалось преодолеть. Украинской стороне удалось в ходе переговоров навязать обсуждение темы введения полицейской миссии ОБСЕ в зону конфликта, а также дорожной карты реализации Минских соглашений (детализированного плана-графика их осуществления). Но позиции Украины и России по большинству пунктов переговорной повестки остаются кардинально противоположными, и прогресса в их обсуждении достичь не удалось. И пока нет никаких существенных предпосылок для кардинального изменения этой ситуации.
ТСН.ua
ПОБЕДА ДЖАМАЛЫ НА "ЕВРОВИДЕНИИ"
По данным социологов главным успехом Украины в 2016 году большинство украинцев посчиталипобеду Джамалы на песенном конкурсе "Евровидение". Нам всем очень не хватает побед и общих поводов для радости. Джамала подарила этот праздник. И очень символично, что на европейском конкурсе победила представительница Украины и крымско-татарского народа. Это украинский и крымско-татарский ассиметричный ответ на аннексию Крыма и российскую агрессию.
НАЧИНАЕМ ВЫПОЛЗАТЬ ИЗ КРИЗИСА
Закончу на еще одной позитивной ноте. В прошедшем году мы наконец-то начали выходить (точнее, выползать) из глубокого социально-экономического кризиса, в котором оказались в 2014-2015 гг. вследствие войны на Донбассе и конфликта с Россией. Судя по прогнозам экономистов, в 2017 году в Украине продолжится тенденция постепенного возобновления социально-экономического роста. И это дает основания для умеренного оптимизма.
http://ru.tsn.ua/blogi/themes/politics/politicheskie-itogi-2016-goda-775153.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий