понедельник, 1 апреля 2019 г.

Алексей Арестович

РАЗБОР ПОЛЕТОВ. - Когда Петр Алексеевич сел в кресло президента в 2014-м году, военная опасность была проблемой номер один. Огромный запрос на перемены, в результате чего и произошёл Майдан, и его (запроса) усиление в результате победы Майдана под давлением военной опасности, ушёл (на время!) в тень. Начинать основательную борьбу с коррупцией в ситуации 2014-го года, это с высокой вероятностью, получить Херсонскую и Харьковскую народные республики, ибо региональная мафия имела все основания качнуться на путь Аксёнова. На этом этапе понятно. Когда фронт стабилизировался (середина лета 2015), после поражения российских войск в их попытке наступать под Марьянкой, пришло время переносить усилия - на внутренний фронт. С другой стороны внутреннего фронта, были люди, как минимум, много лет занятые в шоу-бизнесе. Для них замеры общественного мнения, выявление трендов и их обслуживание - типовая, рутинная работа. И в ноябре 2015-го года, выходит первый сезон «Слуги народа». Это был первый и основательный звоночек «команде президента». Не говоря уже о том, что вообще-то мониторинг осуществляется не от избирательной кампании к кампании, а активно, целенаправленно и непрерывно. Лето 2015-го: вилка, когда дорога свернула не туда, и была заложена мина первого тура. Все очень просто: - есть социальный запрос, запрос нужно перевести в тренд и к нему осуществить символическую привязку конкретной фигуры. Это сделали люди, создавшие кандидата Зеленского, а что в этом отношении делали люди кандидата Порошенко? Так или иначе ставка была сделана на внешнюю политику и оборону и успехи в этих областях были достигнуты действительно выдающиеся. Но внутренний запрос на перемены был полностью провален, тренд упущен, символическая привязка потеряна, а позднее - обращена против Порошенко, его постепенно и незаметно сделали анти-символом перемен. Внутренняя политика Порошенко по двум основным принципам: - держи врагов поближе, и - друзьям - можно. не сразу, но шаг за шагом, сообщение за сообщением, сварила его в тёплой ванне иллюзии контроля. Не заметить у себя под носом реальных настроений и выстраиваемый тренд, это, знаете ли, надо суметь. А пока тренд формировался и набирал силу, Пётром Алексеевичем совершались действия, как будто специально сделанные для того, чтобы не просто стать анти-символом перемен, а стать памятником этому символу. Кадровая политика (Луценко, Матиос, Стець), игры «друзей», Медведчук, расследования по Кате Гандзюк, выборочное преследование Корбана и Саакашвили - в сочетании со объяснениями, что вообще-то «...президент никого не садит» - три года такой политики, и сформировано ценностное непринятие и крайне отрицательный символический ряд. Даже не провал, а абсолютный минус – это министерство информационной политики. «Фахівці» поездили по заграницам, позанимались самопрезентацией, потратили на это 85% ресурса. Бездарность, возведенная в принцип. Вместо создания четкой информационной вертикали в системе государственных органов, они сделали все, чтобы перессорить их отдельные части между собой. Главной анти-порошенковской технологией, по моей оценке, стал Гриценко. 7-8 %, которые отдали ему люди, понимающие опасность неумеренных реформ и стоящие на позиции умеренного движения в НАТО и ЕС, с постепенным оздоровлением внутри страны - это ровно то, количество голосов, которого не хватило Порошенко в первом туре. Потому, что по Гриценко (и позднее - Смешко), символический ряд выглядит точно так же, как у Порошенко: военная тема+ЕС/НАТО, но + антикоррупция (Гриценко), + жёсткая рука (Смешко). Если бы запрос анти-коррупции и сильной руки был перехвачен, сейчас, возможно, речь шла бы о 25 на 30 %, а это - принципиально иное соотношение в пользу действующего президента в ситуации второго тура. «Перемены», «борьба с коррупцией», «сильная [внутренняя] рука» - вот три тренда-три символа, которые были упущены Пётром Алексеевичем и его командой и растащены иными кандидатами. Принципиально ошибочный выбор на сохранение стратегии «только война, только оборона, только внешняя политика» был сделан в летом 2015 года. Вот что значит - невоевавшая страна и общество - война поглотила львиную долю внимания. Между прочим, в нормально сбалансированной стране внутреннюю политику в такой ситуации взял бы на себя Кабмин и парламент, региональные власти, но мы слишком демократические для этого. Второй крупнейший провал: отсутствие внятной картины будущего, которое понравилось или хотя бы было бы принято большинством граждан Украины: и «патриотами», и «малороссами». Вместо этого было выбрано направления заигрывания с националистически-ориентированной части электората и адресация к вестфальской (европейской) системе построения национального государства: одна вера, один язык, одна нация. Снова-таки, это отсутствие мудрости и опыта государственного управления хотя бы в объеме 40-50 лет независимости. Простые подсчеты количества русскоязычных, карта с географическим делением нации по регионам и ценностям, видимо, были неубедительны. На данном этапе, строительство национального государства прямолинейными методами - квоты, переписывание истории, высмеивание «ваты», «совков» и «узко-язычных», имея таковых, минимум треть населения - это было хуже, чем преступление, это была огромная ошибка, что отлично видно по голосованию географического Юга. Мудрость заключалась в том, чтобы, учитывая исторические особенности формирования современной Украины, понять, наконец, что мононациональная и моноэтническая Украина - это потеря ещё двух-трёх регионов в перспективе, а подвиги Ататюрка с жесточайшим отуречиванием национальных меньшинств - без опоры на мощнейший класс (армия, реформаторы), готовый сражаться насмерть за свои цели и ценности, который был у Кемаля, и в помине нет у Порошенко, не пройдёт. Третий крупнейший провал: отсутствие этого самого класса. Тут ситуация специфическая. Главная иллюзия избирателей Зеленского и главная иллюзия прогрессивных избирателей в стране, которая до сих пор не преодолена – это вера в то, что где-то по подвалам тихо сидит класс управленцев и беззаветных патриотов, которые готовы всё принципиально поменять, но их просто не пускают старые олигархи и прочая Система. В то время как любой человек, пытавшийся построить самостоятельно в Украине, хотя бы киоск с шаурмой, прекрасно знает на опыте - какой колоссальный кадровый голод выкашивает наши ряды. В Украине нет ни одной институции, которая давала бы устойчиво подготовленные кадры в любой области. А те что есть - это всегда, конкретные персоналии, которым «повезло» с генами, учителями, биографией и характером. Тем более - нет и близко никакого класса реформаторов, и это главная проблема любого победителя на выборах - этих и всех последующих. С одной стороны, социальные лифты заработали - парламент обновился на 52 %, самоуправление, децентрализация, бла-бла-бла. С другой стороны, глядя на некоторые персоналии, иной раз подумаешь, лучше бы эти лифты ехали помедленнее или в другую сторону - сходите на любое собрание по организации ОСББ. Итак, класса нет, кадров - нет, но потребность в переменах - огромная. И вот тут начинаются интересные новости для (пока) победителя Зеленского. Допустим, он выиграл второй тур. Инаугурация - середина мая. Далее попытки кого-то снять и кого-то поставить, торги с сильными политикума сего. Лето - народ резко остынет к политике, на три месяца. В сентябре, когда народ снова возбудится, как раз настанет 100 дней каденции нового президента. А будут ли за это время (неудобное чисто календарно) значимые результаты «реформ и спасения» - отнюдь, неочевидно. Далее, разъяренный Петр Алексеевич в оппозиции, а игрок он очень сильный (15-20% результата при таком количестве провалов и бешеной агитации против), и совершенно пока непонятные результаты торгов по коалиции. А генералы - ВСУ, МВД, СБУ? Каково щёлкать каблуками и тянуться перед резидентом глобального Камеди-Клара? Конечно, найдутся те, кто с удовольствием щелкнут, но далеко не все. А генеральская оппозиция - штука очень серьёзная. Нет, не в смысле опасности военного переворота, а в смысле девственности исполнения распоряжений и расстановки кадров. А послы и лидеры передовых и других держав мира? А ну-ка представим, Зеленского с Трампом, Меркель, Олландом? На трибуне ПАСЕ? НАТО? ООН? Порошенко, возможно, уйдёт с 35-40 процентами людей, испытывающих к нему глубокую неприязнь, но Зеленский начнёт с процентами двадцатью людей, которые его откровенно не принимают - ни в каком виде, половина из которых - в армии или повоевавших изрядно в горячие 2014-15. Учитывая, что рейтинг любого главы государства в Украине в первые три месяца стабильно падает на пару десятков процентов, к парламентским выборам, «Слуга народа», как человек, и как политсила может подойти в совсем интересном положении. Я забочусь о чистоте понимания тех, кто меня слушает и читает. И об Украине. Полит-технологии сделали из Зеленского символ надежд на перемены. Но центральным вопросом к содержанию есть вопрос о том: а захотят ли люди, сформировавшие кандидата Зеленского этих самых серьёзных реформ, изменений, прорывов? Мой ответ: символическая привязка - мало пригодный привод в реальных делах, особенно, при таком количестве реальных проблем, и противоречий, главное среди которых: - противоречие между потребностями (и надеждами) в переменах и отсутствием политического и/или общественного класса, который эти перемены был бы в состоянии осуществить. От этой проблемы не уйти никому из кандидатов и не уйти нам всем. Скопом. А разрыв символических ожиданий и реальности - штука неприятная, вспомните того же Ющенко. И, специально ничего не сообщая здесь по вопросу соображений национальной безопасности, не пугая войной, и не ставя проблема российской военной угрозы, радостного перевозбуждения россиян и сепаратистов по поводу результатов первого тура выборов, мощного, активного и целенаправленно участия российских ресурсов в борьбе против Порошенко персонально, замечу: - рациональным выбором во втором туре я, по-прежнему, считаю проголосовать за Порошенко (при всём огромном количестве ошибок и проблем, которые он создал), предварительно как следует вымочив его в холодном душе - для протрезвления и лучшего понимания. В худшем варианте, когда наобещав нам реальных перемен по трём главным трендам-ожиданиям: - борьба с коррупцией, - сильная внутрення рука, - борьба с бедностью, - - он и в этом раз их не выполнит, даже это будет не худшим вариантом. - По простой причине: почти гарантированного сохранения/увеличения им международной поддержки и помощи в деле усиления национальной безопасности Украины. Он это уже делал (успешно) и успешно продолжит с очень высокой вероятностью. А война - как не голосуй, остаётся старшей мастью, которая перекрывает все остальные. Война цивилизационная, не только в той ее форме, что сейчас в ООС. У нас нет ресурса на нейтралитет, и пытаться его построить и гарантировать - коллосальная ошибка, которая в короткое историческое время перекроит и похоронит все ошибки внутренний политики. Правда, есть неприятный нюанс. Если Порошенко, на втором сроке всерьёз не начнёт исправлять свои принципиальные ошибки, допущенные на первом, и всерьёз реформировать страну, в первую очередь - в направлении создания солидарного политического/общественного класса собственников, которым есть что защищать не в вопросе персоналий, а в вопросе условий (верховенство права, справедливый суд, защита частной собственности, инвестиций, будущего детей), долго он на этом втором сроке не протянет - года полтора. - Подумайте, Петр Алексеевич. «Думай» это очень актуальный сейчас лозунг. А я бы ещё и покаялся. https://www.facebook.com/alexey.arestovich?__tn__=%2CdC-R-R&eid=ARADqzqk336hskSBjky9eXCqBMzL03nmpYItcWgWwO9ctvFlKlAnn6TbNwZIRyArAKNNxsj1phMAqEMH&hc_ref=ARRRBEjpfKq6d0LV1YDj_5jYRXMbztYG1dzc28XVT1RweeGeHaf5VQqEXo_z4he0uO4&fref=nf

Комментариев нет:

Отправить комментарий