27 февраля 2017, 08:30
Президент утвердил доктрину информбезопасности страны. Документ, разработанный новоназначенным замглавы Мининформполитики Дмитрием Золотухиным в соавторстве с комитетом Рады по свободе слова, вызывает опасения: доктрину можно использовать для запрета СМИ за критику власти и для введения «самоцензуры» среди журналистов.
Всемогущий "Шатун"
Документ определяет, что именно информационное поле будет ключевой ареной противостояния Украины с РФ, и призван сформировать «систему защиты и в условиях свободного развития информации». Бороться с «информационной экспансией» планируют, выявляя и блокируя в украинском сегменте интернета всех, кто угрожает жизни, здоровью людей, пропагандирует войну, призывает менять государственное устройство насильственным путем (де-факто зовет на Майдан), пропагандирует коммунистический или национал-социалистический режим. Но куда больше опасений вызвал такой пассаж: «Усилить возможности сектора безопасности и обороны по противодействию обострению общественно-
политической ситуации».
"Законы 16 января — цветочки по сравнению с теми, которые принимаются сейчас"
По сути, в «обострении» можно уличить любую публикацию в газете или на сайте с критикой действий правительства или НБУ, макропоказателей экономики или Рады.
«Дав оружие в руки преступнику и порядочному гражданину, получим разные последствия. А при нынешнем уровне легитимности власти и преследования медиа, попытках сузить гражданские права власть вполне может использовать доктрину против свободы слова, поправ права граждан, — считает политолог Руслан Бортник. — Такой документ был бы уместен в 2014 году, а спустя 3 года с начала конфликта напрашивается мысль о борьбе с условным «шатуном», внутренними врагами власти».
Есть и нормы, чье прочтение вызывает двойственные чувства. Например, прописана «поддержка развития механизмов саморегуляции СМИ на принципах социальной ответственности» — по-видимому, речь о самоцензуре журналистов, что означает устранение критической функции СМИ, а это лучший «подарок» для любой власти (именно так восприняла норму медиаюрист Татьяна Левчук).
«Также вызывает вопрос тезис об информационной экспансии страны-агрессора и «контролируемых ею структур», — добавляет Левчук. Кроме того, интересен тезис о стратегическом нарративе — по сути, речь может идти о так называемых темниках, когда власти спускают журналистам «нужные» посылы, которые обязательны к отработке.
Сотрудницу Минобороны уволили за клевету на волонтеров
Драконовские меры
Акценты доктрины член комитета Рады по свободе слова Виктория Сюмар расставила так: информзащита от пропаганды, развитие своего (украиноязычного) информпространства, создание собственного культурного продукта (например, необходимость снимать кино о «героическом сопротивлении Украинского народа российской агрессии»).
Сотрудницу Минобороны уволили за клевету на волонтеров
Главный автор, замминистра Дмитрий Золотухин, вчера на звонки не отвечал, но на недавнем круглом столе он высказался о закрытии СМИ в таком ключе: «Когда я начинаю говорить (западным коллегам. — Авт.) о том, что большая часть угроз поступает сейчас из масс-медиа — со страниц сайтов, газет, со стороны журналистов, — мне крутят пальцем у виска. Говорят: «Так ты считаешь, что свободную прессу можно привлечь к защите нацбезопасности? Это же нарушение демократических норм!» Тем не менее, судя по всему, во власти именно так и считают: во всем виноваты СМИ.
Как писали «Вести», уже готовится ряд норм, связанных с сайтами, — в указе СНБО сказано, что Кабмин обязан внедрить блокирование провайдерами по решению суда определенного информационного ресурса или сервиса. Установлен срок: законопроект должен появиться в середине мая.
Аналогичный законопроект готовится и в Раде. «Народный фронт» готовит радикальный законопроект, направленный на уничтожение соцсетей и независимых сайтов. Они будут контролировать или на определенный период прерывать их работу, а продавать обществу этот закон будут так же, как продали план «Шатун», мол, они несут угрозу Украине», — сказал «Вестям» нардеп от БПП Сергей Каплин.
Украинцам выключат соцсети. Зачем затеяли интернет-блокаду
"На разработку законов потратят больше года"
Впрочем, эксперты считают, что властям не удастся так быстро взять и заставить все СМИ замолчать, но убрать особо неугодных смогут. По словам Бортника, на разработку законов либо постановлений Кабмина с детально прописанными процедурами закрытия газет и/или сайтов уйдет не менее года. «Будет большая дискуссия. И необходимы огромные инвестиции, ведь Украина не способна будет повторить «Большую китайскую стену» (китайский Firewall, ограничивающий интернет-сайты внутри страны) — это стоит десятки миллиардов долларов, — убежден эксперт. — А вот закрыть неудобную дискуссию в СМИ они смогут — нарекут ресурс «пятой колонной Москвы» и отключат из Сети. С прессой, конечно, так не получится».
Медиаюрист Клим Братковский также считает, что доктрина информбезопасности пока работать не будет. «Это рамочная концепция: в ней прописана необходимость принятия дополнительных законов с механизмами оценки и процедурой закрытия. Максимум, на что в итоге пойдет власть, — это рекомендации для государственных СМИ и информагентств. И — точечно — проредят СМИ».
В медиасреде, к слову, документ уже вызвал неодобрительную реакцию. «8 августа 1914-го после вступления Британии в войну (Первую мировую. — Авт.) принят жесткий Акт о защите королевства. Подданным запрещено покупать бинокли, разводить костры. Но в 1919-м заключен мир, вместе с ним вернулись отнятые радости. А у Украины четких рамок нет и не будет... Конфликт может длиться десятилетиями, и все это время сторонники закручивания гаек смогут ссылаться на войну, лоббируя новые запреты», — написал блогер Михаил Дубинянский.
http://vesti-ukr.com/strana/227179-chto-zhdet-smi
Комментариев нет:
Отправить комментарий