среда, 20 декабря 2017 г.

Г.БОГОЛЮБОВ, А.ЯРОСЛАВСКИЙ, ЯН ДУН ШЕНГ И БАНКОВСКИЙ СЕКТОР-2018

20.12.2017 09:29


     Банковскую систему Украины пока не спасли, однако наступающий 2018 год может стать переломным в её оздоровлении. Всё говорит о том, что те чрезмерно жесткие методы финансово-экономического блока Кабмина, которые были выбраны в кризисные годы, оказались не достаточно эффективными, так как с 2014 года по сей день завершающегося 2017 года под нож пошли более 90 из 186 банков. А какие были методы? Методы стандартные и проверенные - приватизация доходов, социализация расходов и многомиллиардная докапитализация, то есть пытались спасать коммерческие банки, а не реальный сектор национальной экономики.

     Но, как известно, банковский бизнес настолько хорош, насколько хороша экономика страны. Однако основным драйвером восстановления украинской банковской системы реальный сектор экономики так и не стал. В итоге получили лишь огромную инфляцию издержек, и мы постоянно видели путь судорожного оттягивания конца отдельных коммерческих банков. При этом и сейчас понимаем, что неизбежно нам чем-то придется пожертвовать и в следующем 2018 году. Но прежде чем говорить о жертвах, чрезвычайно важно убрать с украинского рынка, из банковской системы трудноразрешимые проблемы. Например, чем закончится уже в 2018 году дело экс-владельца ПриватБанка Г.Боголюбова в международном суде? Это будет месть Кабмину, Нацбанку или всем украинским налогоплательщикам? Ведь на докапитализацию ПриватБанка уже потрачено 139,3 млрд. гривен и, вероятнее всего, эта огромная сумма еще вырастет в наступающем 2018 году.

     Судите сами, с одной стороны, в Национальном банке Украинызаверили, что решение о национализации ПриватБанка было осуществлено в соответствии с Законом Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» и поэтому госрегуляторготов подчиниться решению Лондонского международного арбитражного суда по иску держателей евробондов к Приватбанку .«Когда мы делали национализацию, мы в первую очередь спасали клиентов – физических лиц, а не инвесторов», - справедливо утверждала заместитель главы НБУ Е.Рожкова и далее резонно отмечала: «Инвесторы сознательно принимают решение инвестировать в тот или иной бизнес, то есть сознательно принимают риски, которые могут произойти. Поэтому задача регулятора, задача государства – защитить не защищенных».

     С другой стороны, экс-владелец ПриватБанка Г.Боголюбов требует восстановления его прав на национализированное кредитное учреждение с его активами в банке путем реституции, либо он готов принять финансовую компенсацию за долю в банке до национализации. И чья правда ближе? А вот дальше читайте внимательно. В мае 2017 года ПриватБанк привлек международную аудиторскую компанию «Ernst & Young» для проведения аудита финансовой отчетности и деятельности банка за 2016 год. Учитывая, что решение о национализации Приватбанка было принято в декабре 2016 года, «EY» подтвердила отрицательный балансовый капитал ПриватБанка по итогам деятельности в 2016 году на уровне 0,7 млрд. грн., при том, что Минфин до отчетной даты уже внес в капитал банка 107 млрд. гривен.

     И где теперь эти деньги и активы? Пока в НБУ о своих планах действий в этой ситуации не распространяются. Однако, напомню, чторечь идет о 3-х выпусках еврооблигаций - на 175 млн. долл. США по ставке 10,875% с погашением 28 февраля 2018 года, на 200 млн. долл. США по ставке 10,25% с погашением 23 января 2018 года, из которых 40 млн. долл. США было погашено в августе 2016 года, а также на 220 млн. долл. США по ставке 11% (облигации субординированного долга) с погашением в 2021 году. Эмитентом еврооблигаций с погашением в январе и феврале следующего 2018 года выступило зарегистрированное в Великобритании специальное учреждение UK SPV Credit Finance plc.

     К сожалению, это еще не всё, в 2018 году нам еще надо очень старательно поскрести по сусекам. И в очередной раз национализированному ПриватБанку понадобится финансовая поддержка Нацбанка Украины для возмещения средств по искам семьи Суркисов. Дело в том, что 13 ноября этого 2017 года исполнительная служба открыла производство в рамках взыскания средств с ПриватБанка в пользу семьи Суркисов. Это произошло после того, как Киевский апелляционный административный суд 6 ноября обязал ПриватБанк выплатить Суркисам 1,05 млрд. гривен, 266,2 тыс. долл. США и 7,8 тыс. евро.

     Приведенные выше факты и цифры убедительно свидетельствуют о том, что наконец-то пора отказываться от старых методов. Нужно в сжатые сроки осуществить оценку качества банковских активов и насколько эффективно коммерческие банки смогут их обслуживать. Как следствие – в 2018 году должно произойти качественное изменение структуры и правил обращения активов на финансовом рынке. Вот почему, по-моему, государство в нынешних тяжелейших условиях должно максимально облегчить процедуру входа в национальную банковскую систему новым участникам рынка с достаточной ликвидностью и современными инвестиционными идеями.

     Что могут предложить для этого наши финансовые  власти?Прежде всего, упростить процедуры различных согласований.К примеру,в эти дни владелец корпорация DCH А.Ярославский готовит сделку по покупке Проминвестбанка. Еще в мае 2017 года в СМИ прошла информация о том, что наблюдательный совет российского Внешэкономбанка рассмотрел заявку А.Ярославского на покупку украинской «дочки», и официально включил его в число претендентов на покупку этого банка (с 2009 года 99,7% его акций принадлежат Внешэкономбанку). Правда, совсем недавно замглавы НБУ Е.Рожкова предупредила: « Мы получили пакет от Ярославского… мы видим, что председатель ВЭБа Горьков заявляет, что у нас нет согласования. Если нет - тогда мы возвратим пакет».

     Кстати, по данным НБУ, за I кв. 2017 года активы Проминвестбанка сократились на 22,9% до 25,61 млрд. грн., в результате чего банк опустился с 11-го на 13-е место по этому показателю среди оставшихся на рынке 90 банков. При этом НБУ вынужден признать, что доля банков с государственным капиталом по объему активов за 9 месяцев 2017 года увеличилась с 52% до 55,2%. За этот же период доля банков иностранных банковских групп снизилась с 35% до 30,9%, а банков с частным капиталом - с 13% до 12,5%. Такстоит лив таком сложном положении в банковском секторе Нацбанку отказывать харьковскому бизнесмену А.Ярославскому в покупке украинской «дочки» «Внешэкономбанка» при отсутствии согласования сделки с ВЭБом?

     Пусть уходят с украинского рынка слабые и некомпетентные участники, а их заменят выдержавшие конкуренцию высококлассные банкиры и финансисты. Соответственно, наступающий 2018 год должен стать переломным в формировании новых и более профессионально подготовленных команд менеджеров кредитных учреждений в банковской системе Украины. Все предпосылки для этого есть, включая внедрение последних новаций азиатского финансового рынка, которые начнут работать и у нас в связи с предоставленным НБУ таким правом нашим китайским коллегам. Напомню,7 декабря в небольшом зале пятизвездочной гостиницы Хаятт Ридженси Киев состоялось знаменательное событие для инвестиционного сообщества – пресс-конференция в связи с закрытием и полным оформлением в соответствии с действующим украинским законодательством сделки по покупке ПАО «Украинский банк реконструкции и развития» с участием мажоритарного акционера банка и генерального директора Тяньцзинского акционерного общества «Бохайская Товарная Биржа» гражданина КНР Ян Дун Шенга.

     Это очень важный позитивный сигнал из Украины для международных инвесторов. Да, есть у нас проблемы, как и во многих других странах, но они постепенно решаются. В частности, Кабмин В.Гройсмана уже подал в Верховную Раду законопроект об улучшении корпоративного управления в государственных банках (лишь бы законодатели не затянули с его принятием в 2018 году). «Сейчас он рассматривается в комитетах Верховной Рады. Имеем надежду, что в начале года он будет принят. Это даст толчок серьезным изменениям в управлении государственных банков», - с оптимизмом подчеркнула в этой связи замглавы НБУ Е.Рожкова на брифинге 18 декабря. Также руководство Нацбанка выстраивает более конструктивное сотрудничество с МВФ и надеется на получение от Фонда в 2018 году двух траншей на общую сумму 3-3,5 млрд. долл. США. Наконец-то, мы начали слышать от наших финансовых властей четкие и ясные предложения по эффективному решению целого ряда проблем.     

теги:

http://blog.liga.net/user/agoncharov/article/28962.aspx



Комментариев нет:

Отправить комментарий