Бездействие и нерасторопность правоохранительных органов давно стали привычными для большинства граждан Украины. Но есть уголовные производства, по которым скорость расследования и судопроизводства в разы превосходят любые процессуальные нормы, "виновность" фигурантов известна задолго до приговора, а правоохранители причастные к таким делам, заметно повышают свое благосостояние.
Юристы и правоохранители называют такие дела заказными.
"Страна" выяснила, кто, зачем и почем может заказать "наезд" украинских правоохранителей на своих недругов.
Криминальные заказы - от фальсификации отпечатков пальцев до подделки экспертизы
Собственно, существование целой индустрии заказного открытия уголовных производств прокуратурой, полицией, СБУ и фискалами давно не секрет. Во всех украинских силовых правоохранительных инстанциях заказ на конкретное предприятие или человека называется одинаково – "закошмарить клиента".
Этот термин предполагает, что объект нужно максимально запрессовать для получения от него выгоды – открыть на него уголовное производство. Причем выгода может быть не только материальной, в денежных знаках, но и условной – если объект "кошмара" мешает "заказчику" или кому-то из VIP-персон.
В принципе, "кошмары" выполняет любое ведомство, но заказные уголовные производства открываются по разным статьям.
Криминальная полиция может запросто "упаковать" по заказу любого человека по подозрению в причастности к торговле наркотиками, оружием, или даже убийству.
В СБУ популярны другие статьи Уголовного Кодекса - по подозрению в причастности к антигосударственной деятельности, а также к финансированию терроризма (но подробнее об этом ниже).
"Заказы на открытие уголовного производства по отношению к любому "клиенту" как правило, поступают через посредников непосредственно руководству управления полиции, - рассказывает следователь полиции Киевской области Владимир Н. - На уровне "земли" - райотдела полиции заказ клиента стоит около 2 тысяч долларов. Если заказ проводят через облуправление Нацполиции, то разговор идет о других суммах – от 5 тысяч долларов и выше. Что касается криминальных дел, то чаще всего это "неудобные" для кого-то люди – либо свидетели каких-то преступлений, либо просто слишком активные общественники, журналисты или политические деятели. Если фигура заказанного "клиента" малоизвестна общественности, но мешает кому-то из "крутых" со связями, то в определенный момент на него поступает заявление, мол, такой-то торгует наркотиками или оружием. Проводится доследственная проверка, оперативная разработка, в ходе которых "подтверждается" связь клиента с наркодилерами или торговцами оружием".
По словам следователя, самый простой метод – это сделать монтаж видеозаписи, причем эксперт подтвердит подлинность. Цена такого подтверждения - от 200 долларов эксперту (в случае резонансных дел - в разы, а то и в десятки раз, дороже). Проведение обыска санкционирует судья, в ходе обыска у клиента дома или в кармане находят пакетик с наркотиками или пару патронов.
Таких неучтенных нигде вещдоков – всегда огромное количество в любом райотделе.
"Если нужна "жесть" - можно даже приклеить заказанного клиента к "висяку" - нераскрытому убийству, - делится "профессиональными секретами" Владимир Н. - Для этого можно "переклеить пальчики" клиента на орудие убийства, подделать баллистику, смонтировать видеозаписи с уличных камер. Все это делается элементарно. Например, в кабинетах оперативников и следователей есть плексигласовые прозрачные пластины на столах. Можно вызвать ничего не подозревающего "клиента" по какому-то другому поводу. Он обязательно прикоснется ладонью к столу. "Пальчики" снимаются специальной лентой и наносятся на молоток, нож или пистолет. Эксперты признают "пальчики" подлинными. Клиент закрывается в ИВС, а потом в СИЗО, дело ведет "свой" судья. Шансов на то, что он выйдет через пару месяцев – минимум. Если клиента просто решили наказать по заказу для "назидания", то он имеет шанс выйти из СИЗО через пару месяцев – суд изменит ему меру пресечения. Изменение меры пресечения стоит от двух до пятнадцати тысяч долларов и больше. Если клиент заказан "наглухо" очень влиятельным лицом, и за его "закрытие" уже заплачены предварительно деньги, то, скорее всего его признают виновным и он будет отбывать наказание. Вплоть до пожизненного, такие случаи есть".
По словам полицейского, в случае если "заказанный клиент" занимает видное положение в обществе и открытие уголовного производства в отношении него по липовому поводу станет слишком резонансным, тогда к "заказу" подключают другие ресурсы – СМИ, социальные сети и, что особо стало популярно за последние три года – активисты из радикальных общественных организаций.
По словам одесского адвоката Инны Мажеру, существует несколько признаков того, что уголовное производство открыто по заказу.
"Как правило, в таких случаях тут же происходит "слив" в прессу информации, которая по определению является тайной следствия, - говорит адвокат. - Сливают сами правоохранители. В СМИ тут же появляются фамилии и личные данные подозреваемых, "шокирующие" подробности "преступления".
Например, видеоролики с участием фигурантов задолго до проведения экспертизы записей. Принципа презумпции невиновности в заказных уголовных производствах не существует – правоохранители сознательно нарушают его для создания общественного резонанса. К таким же признакам "заказухи" относятся необычайная скорость следствия и судопроизводства, "случайные" утери вещественных доказательств и улик в прокуратуре и следствии. В судах заказные производства можно отследить по тому, как принимаются решения о вынесении меры пресечения. Как правило, решения необоснованно жесткие, закрывают в СИЗО без права внесения залога, хотя фигурант по определению не может угрожать свидетелям или как-либо давить на следствие. На адвокатов также начинается давление с подачи правоохранителей через прессу и соцсети".
Экономические заказы: 30% от суммы убытков и "финансирование терроризма"
"Устойчивых тарифов на заказные уголовные производства нет ни в одном ведомстве, будущий "профит" от "кошмара" решается заранее, ситуативно, - поделился подробностями на правах источника высокопоставленный офицер Департамента защиты экономики полиции. - Как правило, это 10–30% от суммы убытков, которые предприятие или предприниматель может получить в результате остановки хозяйственной деятельности. Такие наезды часто осуществляются даже без заказа кого-либо. Например, есть "жирное" предприятие, которое из года в год набирает обороты и показывает высокие показатели. Необязательно официально – вычислить успешное предприятие довольно легко. Предполагаемый размер выгоды от наезда заранее вычисляется, схема и процедура оговариваются с прокуратурой – они в доле. Открывается уголовное производство, проводятся обыски. Изымаются компьютеры, хозяйственная документация, арестовываются счета в банках. Производство попадает к нужному судье – тот тоже в доле. Все, дело сделано. Владельцы предприятия мечутся между прокуратурой и следаками, пытаются решить вопрос, нанимают адвокатов. Адвокатам намекают на сумму за решение вопроса – дальше все по схеме. Деньги заносят – следствие валит производство за отсутствием "состава".
https://strana.ua/articles/analysis/100465-kak-lehko-i-nedoroho-hpu-mvd-i-sbu-fabrikujut-uholovnye-proizvodstva-na-zakaz.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий