Украинские интернет-пользователи очень активноотреагировали на новость о том, что крупнейший российский интернет-гигант Mail.ru в конце декабря прекращает доставлять трафик в украинские точки интернет обмена. «Слава, богу! Наконец-то», - такие комментарий под новостью отставляли многие, вероятно, думая, что очень скоро к российскому почтовику не будет нормального доступа.
Но все оказалось совсем не так просто. На газовой трубе можно закрутить вентиль, после чего поставки газа прекратятся. На дорогое поставить шлагбаум и перекрыть поток транспорта. Но в интернете такого вентиля или шлагбаума не существует. И даже если Mail.ru прекратит самостоятельно связывать украинских пользователей со своим сервисом, почтовик все равно продолжит работать, практически без потери качества передачи данных.
Как такое возможно? Liga.net решила выяснить, как же устроен УАнет. Почему у правительства нет и не будет на него вентиля?
Интернет нельзя отключить
Для начала нужно понять, в чем состоит главная особенность глобальной идеи интернета. Как рассказывал редакции в интервью Михаил Якушев, вице-президент ICANN (американская корпорация, отвечающая за распределение интернет-адресов и имен), интернет изначально создавался как сверхустойчивая система. Поэтому смоделировать ситуацию его отключения на территории какой-то страны просто невозможно. «Можно отключить в каком-то месте интернет путем отключения электроэнергии. Дождаться, когда "умрут" все аккумуляторы и источники бесперебойного питания. Но во всех других случаях интернет сохраняется», - подчеркивает эксперт. Кстати, что-то подобное происходило прошлой осенью в Крыму, когда из Украины прекратились поставки электроэнергии.
Поэтому отключиться от внешнего онлайн-мира или друг друга не могут ни Россия, ни Украина. В российских СМИ даже были сообщения (правда, официально не подтвержденные), что в Пермском крае проводился эксперимент по отключению нескольких населенных пунктов от интернета по указанию Роскомнадзора. Все магистральные провайдеры должны были отключиться. Но в результате доступ к интернету все равно сохранялся.
Единственной страной, где интернета в нашем понимании нет, хотя есть электричество, остается Северная Корея. Там фактически только один выход в глобальную сеть, контролируемый государством. Во всех других случаях даже невозможно сделать "статический срез" топологии сети, чтобы понять, как организованы магистральные сети и сети доступа к интернету.
«Мосты» между провайдерами
Как удается всем этим провайдерам взаимодействовать между собой? Для того, чтобы обмениваться трафиком в пределах страны и даже за ее пределами, в Украине существует несколько точек обмена трафиком. Иными словами если клиент одного провайдера собирается получить доступ к контенту другого провайдера, между двумя этими компаниями должен быть канал связи. Все было бы предельно просто, если бы в украинском интернете было всего два провайдера. Но их тысячи. И с каждым из них бессмысленно делать «мостик».
Точки обмена трафиком как раз и выполняют функцию этого «мостика» внутри страны. В Украине существуют три основных точки. Самая старая – это UA-IX, созданная Интернет ассоциацией Украины еще в 2000 году. Много лет она служит гарантией того, чтобы украинский интернет во всех регионах был связанный. Позже появились дополнительные коммерческие точки – Dtel-IX и Giganet.
Для получения украинского трафика небольшой интернет провайдер подключается к этим точкам обмена трафиком. "Если провайдер может позволить, то подключается сразу к нескольким точкам обмена. Таким образом, он получит практически весь украинский трафик. Так как не все провайдеры собраны в какой либо одной точке обмена", - рассказывает член правления ИнАУ Андрей Нагорнюк. Примечательно, что к точкам обмена подключены не только сети интернет-провайдеров, но и собственные мощности массовых интернет-сервисов, популярных среди украинцев – Google, Yandex и до конца года – Mail.ru. Их контент (например, YouTube-ролики) очень тяжелый. И руководство сервисов заботится о том, чтобы он находился как можно ближе к украинским абонентам. В последнее время доставлять свой контент до точек обмена начали и медиа-группы.
Транспортные артерии
Но чтобы доставить трафик каждого абонента до точки обмена, нужны магистральные оптоволоконные сети. Ими располагают только крупные операторы связи, такие как Укртелеком, Датагруп, Киевстар, МТС Украина, lifecell. Их транспортные сети охватывают все регионы Украины и имеют международные переходы. В других странах они подключены к иностранным точкам обмена, чтобы обеспечивать украинцам обмен трафиком не только внутри страны, но и во всем мире.
Магистральная сеть крупнейшего мобильного оператора Киевстар оборудована девятью трансграничными переходами. Общий объем внешнего интернет-трафика, который идет на сеть, на сегодня составляет 500 Гбит/с. Помимо украинских точек и немецкой точки обмена DE-CIX, Киевстар, также как и Укртелеком, подключен к точке обмена Data-IX.
Это очень крупная российская сеть по обмену трафиком, представленная в Украине отдельным юрлицом и технической точкой присутствия. По суммарному объему трафика, который через нее проходит (до 2 Тбит/сек) она сопоставима в России только с московской точкой обмена MSK-IX. На нее, кстати, некоторые наши крупные операторы тоже имеют прямые выходы. В числе больших оптовых игроков в Украине - Vega, IT Systems, Wnet и прочие. По оценке Дмитрия Веренича, объем трафика, который идет через Украину по международным переходам, составляет 3-3,5 Тбит/сек.
Точки обмена трафиком тоже ощущают на себе увеличения объемов интернета. С 2012 года трафик Dtel-IX вырос в пять раз. Увеличивается объем переданных данных и у провайдеров домашнего интернета. Но не так стремительно, как у мобильщиков, в сетях которых «рванул» 3G. Ведь количество домашних абонентов в Украине сейчас уже растет крайне медленно. Так, по словам директора Ланет Мариана Ивасюка, его пользователи в пике качают в общей сложности до 120Гбит/сек. За год объем трафика вырос примерно на 20%. Примерно такая же ситуация и у Триолана. Как говорит директор одного из его юрлиц Вадим Сидоренко, общий трафик сейчас доходит до 160 Гбит. За год тоже прибавилось 20%.
В ближайшее время рост трафика ожидают в сети Укртелекома. Компания в этом году затеяла большую стройку. Модернизирует сети в крупнейших городах (Киеве, Одессе, Львове, Харькове, Днепропетровске и Запорожье). По ожиданиям менеджмента компании, сеть станет более скоростной и наконец-то потянет новые услуги, такие как потоковое видео в хорошем качестве.
На втором месте по генерации трафика в Украине до недавнего времени был файлообменник Ex.ua. Половинка говорит, что у него точно больше 100 Гбит суммарный объем трафика. В телеком-сообществе при этом циркулировали слухи, что трафик у Иксов в разы больше – 320 Гбит/сек.
В мобильных 3G сетях, кстати, топ-генераторов трафика ввиду особенности пользования услуги (со смартфона) будет выглядеть несколько иначе. В крупнейшей сети Киевстар, к примеру, ко все тем же основным трафикогенераторам добавляются Instagram и Viber.
Свою лепту внесли в свое время мобильные операторы. Магистральные сети у них уже давно хорошо отстроены. Поэтому, чтобы их емкости не пустовали до запуска 3G в 2015 году, компании сделали из оптики дополнительный бизнес. Более того,магистральных сетей у мобильщиков оказалось даже больше, чем нужно. Например, когда в 2010 году произошло укрупнение рынка - Киевстар поглотил украинский Beeline и Голден Телеком, - часть оптоволоконных сетей оказались лишними. И были проданы украинским бизнесменам, которые тоже занялись оптовым трафиком.
Как уже говорилось, к этой сети напрямую подключены крупнейшие украинские розничные операторы – Киевстар и Укртелеком. Почему? В Украине Data-IX известна тем, что выступала партнером по обслуживанию украинского трафика социальной сети ВКонтакте, головной офис и основная часть серверов которой находятся в Санкт-Петербурге. Вплоть до 2013 года на площадке Data-IX в Киеве даже стояли кэширующие сервера соцсети. Но в ходе одно из рейдов их изъяли правоохранители. Клиентами Data-IX являются также Одноклассники и Mail.ru и даже Facebook. Так что трафика сеть поставляет много. Правда, руководство украинской компании отказалось разглашать данные о его объемах.
Как говорит директор по развитию DTEL-IX Сергей Колесниченко, в первый раз оптовые цены на трафик на рынке обвалились в 2008-2009 годах, когда на рынок вышел Cogent (с $8-9 за Мбит/сек примерно до $2-3).
Демпинговыми можно назвать и тарифы украинских точек обмена, если сравнивать их с европейским уровнем. «Если взять крупнейшие европейские точки обмена трафиком – Франкфурт, Лондон, Амстердам, то стоимость доступа в них составляет от 1000-1200 евро. В то время как у нас – в «национальной» точке обмена - UA-IX она составляет чуть больше тысяч грн за один порт. То есть цена здесь более, чем в 30 раз ниже, чем в Европе», - рассказывает руководитель проекта по развитию международного бизнеса Датагруп Сергей Одинец. Минимальная стоимость включения в московскую точку MSK-IX, откуда также берут российский трафик украинские игроки – 14,3 тысяч рублей. То есть около 5,7 тыс грн. Минимум в 5 раз больше чем в Украине.
Особенностями рынка оптового трафикаодно время заинтересовалась НКРСИ и СБУ. Члены регулятора выражали на заседаниях некую обеспокоенность тем, что они не имеют даже представления о том, сколько оптового трафика идет в нашу страну с территории России. Но вопрос, видимо, так и канул в лету. Никто о нем больше не вспоминал. По крайней мере, в публичной плоскости.
Угроза увеличения объемов российского (или околороссийского) трафика, как ни странно, появилась после отключения украинских файлообменников EX.ua и FS.to.Справедливости ради отметим: на трафике, которые генерируют эти ресурсы внутри нашей страны, в любом случае кто-то хорошо зарабатывал. Многие опрошенные Liga.net интернет-операторы говорят, что доставкой и продажей трафика EX.ua занимался специально созданный под эти нужны CDN X.ua. Тарифы на подключение к X.ua едва ли можно назвать дешевыми. 22,5 тыс грн без учета НДС за минимальный порт на 10 Гбит/сек в месяц. То есть в 20 раз дороже, чем включиться в UA-IX.
Но теперь о рисках. Украинцы в любом случае продолжат искать фильмы на пиратских ресурсах. А если на территории нашей страны их серверов больше не будет, то, наверняка, выиграет то, кто организует доставку фильмов откуда-то поблизости. Например, с пророссийской территории, не подконтрольной Украине. Да, так называемые «ДНР» и «ЛНР» становятся идеальным местом для размещения пиратских ресурсов, которые будут работать как для россиян, так и для украинцев. И это очень реальная перспектива
На развитие транзита через Украину смотрят и другие отечественные компании. «У международных партнеров есть обоснованные намерения сделать Украину точкой транзита трафика при передаче данных в Европу, Россию, Азию, учитывая благоприятное географическое положение нашей страны», - говорит генеральный директор телекоммуникационной группы Vega Мурат Чинар. Его компания сейчас готовится к увеличению объемов транзита и модернизирует сеть. Ее пропускная способность к 2018 году должна возрасти с нынешних 400 Гбит/с до 4 Тбит/сек
В транзитное будущее Украины верит и глава парламентского комитета по связи и информатизации Александр Данченко. По его словам, сейчас несколько крупных мировых компаний-контент-провайдеров ведут переговоры с правительством о том, чтобы размещать в Украине свою инфраструктуру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий