Как идентифицировать кремлевскую правящую элиту и ее агентов. Критерии идентификации высокопоставленных политических деятелей, олигархов и полугосударственных организаций, близких к Кремлю.
2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон № 3364 «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Статья 241 закона предписывает «министру финансов США в сотрудничестве с директором национальной разведки и государственным секретарем» представить Конгрессу подробный доклад (часть материалов может быть засекречена), который должен идентифицировать «наиболее значимых высокопоставленных политических деятелей и олигархов в Российской Федерации в соответствии с их близостью к российскому режиму и стоимостью принадлежащих им активов».
В статье 241 говорится, что в докладе должны быть рассмотрены связи этих лиц с президентом России Владимиром Путиным, установлена их причастность к коррупции, оценен размер их состояний и известные источники дохода. Аналогичные задачи ставятся в отношении российских полугосударственных организаций с распределенной собственностью, обслуживающих государство. «Кремлевский доклад» должен быть представлен к 1 февраля 2018 года.
Статья 241 уже вызвала повышенный интерес и даже тревогу в российских политических и деловых кругах. И понятно почему. В Москве вовсю строят догадки, кто из политиков и олигархов может быть включен в готовящийся список и что это может означать для них лично, для российской политической и бизнес-элиты в целом, а также для уже пошатнувшихся позиций России на Западе.
Эта озабоченность дает основания полагать, что «Кремлевский доклад» послужит американским, западным и чисто российским интересам в двух аспектах.
Во-первых, представители российской политической и деловой элиты получат сигнал о том, что в их личных интересах дистанцироваться от путинского режима. Также доклад укажет на то, что правящей элите будет лучше, если российское руководство воздержится от развязывания новых агрессивных войн и вмешательства в политическую систему США и других демократических стран, как это произошло в ходе американских президентских выборов в 2016 году и последующих избирательных кампаний в Европе.
Во-вторых, «Кремлевский доклад» о коррумпированных лицах, близких к путинскому режиму, может подвергнуть их пристальному анализу и мерам воздействия (помимо введенных санкций) со стороны американских правительственных учреждений, которые контролируют соблюдение законов и правовых норм. Речь идет, в частности, о мерах в рамках борьбы с отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями, осуществляемых в том числе группой FATF (Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и Управлением Министерства финансов по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN). Эти меры, в свою очередь, могут привести к замораживанию активов коррупционеров, а затем и к легальному процессу возвращения незаконно полученных активов российскому народу.
Критерии идентификации высокопоставленных политических деятелей, олигархов и полугосударственных организаций, близких к Кремлю
Высокопоставленные политики, олигархи и полугосударственные субъекты могут считаться членами правящей элиты России. Статья 241 определяет несколько критериев, которые можно использовать для их идентификации. Отметим два из них:
— Близость высокопоставленных политиков, бизнесменов и полугосударственных субъектов к российскому политическому режиму. Одним из признаков этой близости является их причастность (открытая или скрытая) к агрессивным (и незаконным) действиям путинского режима. К таким действиям относятся вмешательство России в американские президентские выборы 2016 года; военная агрессия в отношении Грузии и Украины, в том числе аннексия Крыма; бомбардировки гражданского населения в Чечне и Сирии; убийства Юрия Щекочихина, Анны Политковской, Александра Литвиненко, Сергея Магнитского, Бориса Немцова и других оппозиционных политиков, гражданских активистов, журналистов, адвокатов.
— Участие политических деятелей, бизнесменов и полугосударственных субъектов, близких к путинскому режиму, в коррупционных схемах, позволивших им обогатиться за счет российского народа. Как отмечается в статье 241, российская политическая элита создала разветвленную систему клептократии, в которой государственное имущество контролируется (и регулярно расхищается) узким кругом лиц, приближенных к Путину.
Исходя из этого мы полагаем, что при составлении доклада администрации США следует использовать следующие три критерия:
1. Лицо считается приближенным к российскому режиму, если он или она участвовал (-а) в планировании, организации, подготовке, финансировании, исполнении и любой другой поддержке агрессивных, коррупционных или преступных действий, упомянутых выше;
или
2. Лицо обладает состоянием, которое получено в результате коммерческих операций с коррупционной составляющей, осуществленных совместно с режимом Путина с целью личной наживы;
или
3. Лицо является «держателем» активов Путина, полученных, с большой степенью вероятности, коррупционным путем; при этом он/она может лично не участвовать в упомянутых выше действиях, а его/ее собственное состояние может быть недостаточно велико, чтобы считаться «олигархическим».
Следует отметить, что накопленное богатство само по себе не должно считаться поводом для подозрений. Те российские граждане, которые пытались реализовать американскую (а на самом деле универсальную) мечту о личном обогащении и добились успеха в бизнесе, должны быть не наказаны, а вознаграждены. К тому же формальный статус не всегда показателен. Как продемонстрировало «панамское досье», крупные мошенники могут быть малоизвестны и не иметь никакого официального статуса.
В тему: ТОП-чиновники Украины массово вовлечены в тайные оффшорные сделки
Чрезвычайно важно, чтобы список лиц, включенных в «Кремлевский доклад», был сформирован только на основе достоверной информации. К счастью, кремлевская элита, сам Путин, члены его ближнего круга и их бизнес тщательно изучены авторитетными исследователями. Источников информации множество, как и возможностей для их перекрестной проверки. Правильная оценка источников позволит отсеять дезинформацию.
Геннадий Тимченко (слева). Фото: Valery Sharifulin / ТАСС / Reuters
В тему: Путин и бандитский Петербург. Жизнь и смерть Ромы Бейленсона
Категории лиц, которые должен включать «Кремлевский доклад»
С учетом критериев, перечисленных выше, высокопоставленные политические деятели, олигархи и полугосударственные субъекты, связанные с Кремлем (то есть лица, которые будут включены в «Кремлевский доклад»), могут быть сгруппированы по семи категориям:
1. Высокопоставленные политические деятели, полугосударственные организации, бизнесмены, несущие ответственность за агрессивные, коррупционные или преступные действия в России и за ее пределами.
Отдельно мы отмечаем подкатегорию олигархов и других лиц, которые сотрудничают с Кремлем для осуществления агрессивных внешних действий, таких как организация наемников, действующих на Украине и в Сирии, или ведение кибер- и информационной войны, и рекомендуем включить их в список.
2. Ближний круг друзей Путина из Санкт-Петербурга, с которыми он занимался бизнесом с начала 1990-х годов. Лица, входящие в ближайшее окружение Путина, хорошо известны. Правительство США и Европейский Союз уже внесли некоторых из них в санкционные списки, связанные с российской агрессией в отношении Украины.
3. «Золотые дети». Некоторые члены ближнего круга Путина передали часть активов своим детям, которые в ряде случаев заняли руководящие должности в компаниях. Этих лиц также можно считать полноправными членами ближайшего окружения российского президента.
4. Личные друзья Путина, исполняющие роль «хранителей» его личных активов. Имена некоторых из них были раскрыты в «панамском досье» и российском Forbes.
5. Так называемые «олигархи», то есть крупные бизнесмены, получающие выгоду от ведения совместного бизнеса с Кремлем. Некоторые из них являются совладельцами компаний вместе с членами ближнего круга Путина. Другие выступают в качестве «прикрытия» для российского руководства.
Примечание: Крупные российские бизнесмены не могут попасть в список только из-за величины своего капитала. Многие из них сделали свои состояния до прихода Путина к власти и, чтобы выжить, вынуждены платить дань Кремлю. Включение таких лиц в «Кремлевский доклад» не соответствовало бы целям, заявленным в статье 241.
6. Коррумпированные менеджеры государственных компаний, обязанные своим положением близким отношениям с Путиным и использующие свой статус для хищения средств.
7. Руководители полугосударственных компаний, принадлежащих лицам, которые отмечены в категории 6.
Подготовка «Кремлевского доклада» представляется трудоемким проектом. Однако эти усилия будут оправданы, поскольку, помимо всего прочего, доклад продемонстрирует, что, несмотря на все спекуляции, администрация президента Трампа, как и предыдущие администрации США, намерена решительно противостоять российской агрессии против Соединенных Штатов, наших европейских союзников и соседей России — Украины и Грузии. Как следует из недавно опубликованных указаний по выполнению CAATSA, администрация серьезно относится к реализации политики санкций против России. Мы надеемся, что администрация проявит должную решимость и подготовит серьезный, заслуживающий доверия доклад, как того требует статья 241 CAATSA.
—
Источник: MBK.media
Комментариев нет:
Отправить комментарий