9 апреля 2018 года в Белом доме начнет работать Джон Болтон, новый National Security Advisor, то есть советник по вопросам национальной безопасности в администрации Трампа. Эта должность — одна из ключевых по уровню влияния на мировую безопасность и на международную политику США. Об этом пишет журналист Сергей Сидоренко в своей статье для Европейской правды.
А учитывая личные качества Болтона, журналисты и эксперты за последние сутки потратили много времени и бумаги, размышляя, какие изменения ждут политику Штатов. «Ястреб среди ястребов», «человек, принцип которого — пленных не брать», — так пишут о нем западные СМИ.
Полтора года назад, когда президентом США выбрали Дональда Трампа, мир замер в неопределенности: его действия не подпадали под «шаблоны», а потому были тотально непредсказуемыми.
То же самое можно сказать о Болтоне.
Политик, которому безразличны обычаи и правила; дипломат, способный на грубость и резкость; экс-посол, карьеру которого пытались заблокировать более сотни других послов — все это о нем.
Едва ли не единственное, что можно говорить наверняка: что с этим назначением Белый дом отошел на шаг дальше от России. Мы нашли, что говорил новый помощник Трампа о Путине, о Донбассе, о Крыме и вообще — об Украине.
Первый важнейший для Украины вывод, который можно сделать по назначению Джона Болтона, таков: если когда-то, год назад, у Трампа и были сантименты в отношении России, то теперь их наверняка нет.
Трудно найти в американской политической элите более откровенного критика Кремля. Причем это не временная конъюнктурная позиция. Болтон говорил о необходимости жесткого разговора с Путиным и год, и два, и пять лет назад.
По его мнению, Россия относится к мировой «оси зла», это государство является противником или, возможно, даже врагом США. А относительно врагов нужны не только категорические и бескомпромиссные заявления — но так же не менее категоричные действия.
Даже в непростом для Трампа вопросе о вмешательстве России в президентские выборы он имеет однозначную позицию.
Даже в непростом для Трампа вопросе о вмешательстве России в президентские выборы он имеет однозначную позицию.
Болтон считает, что Кремль действительно вмешался во внутреннюю политику США.
Болтон считает, что Кремль действительно вмешался во внутреннюю политику США.
В то же время, по его мнению, Трамп был бы избран и без того. Зато Россия не имела целью выбрать кого-то «своего»: целью Кремля было посеять в Штатах недоверие к демократическому процессу. И эти действия Америка никогда не забудет, предупреждал он.
«То, что сделала Россия — это не какая-то банальная спецоперация. Это — casus belli, то есть объявление войны. Это — настоящий акт войны, с которым Вашингтон никогда не смирится», — писал Болтон в 2017 году в британской Daily Telegraph.
Более того, он уверен, что Россия способна изменить мировые интересы также в других вопросах, включая самое важное — по нераспространению ядерного оружия.
«Россия, Китай, Сирия, Иран и Северная Корея — это режимы, которые с вами договариваются, а потом — врут об этих договоренностях. И если политика безопасности США будет базироваться на фейке о том, что с ними вообще можно о чем-то договориться — обречена на провал», — убеждал он в недавнем интервью на Fox news.
Джон Болтон — один из немногих представителей американской элиты, для которого главным, ключевым инструментом внешней политики США остается военная мощь Штатов.
В свое время, в 2003 году, он в должности заместителя госсекретаря был одним из апологетов военного вторжения США в Ирак. Более того, он до сих пор считает, что это был правильный шаг, в отличие от подавляющего большинства американских политиков.
Сейчас Болтом является главным сторонником идеи превентивного военного удара по Северной Корее. Так же он считает, что нужно забыть о дипломатических переговорах с Ираном, и напрямую говорит, что Вашингтон должен работать над сменой власти в Тегеране.
Но с Россией военный сценарий не представляется возможным.
Войну с большой ядерной державой исключает даже «безумный Болтон».
А значит, в США остается два пути противостояния Кремлю. Первый из них — это, конечно же, санкции. Новый советник Трампа подчеркивает: нужно реальное санкционное давление, а не декоративное. «Отзыв дипломатов (после Солсбери) — это важный шаг, но это не наносит вреда Кремлю», — отмечает он.
К слову, это — вовсе не новая риторика для Джона Болтона! Он издавна выступал за санкции против российского руководства и призвал к их внедрению задолго до аннексии Крыма. «Чтобы привлечь внимание Путина, нужны такие шаги, которые сделают ему больно», — говорил он еще в 2013 году, когда Россия предоставила убежище Сноудену. «Если им (руководителям РФ) действительно больно, и другим также больно — тогда мы имеем гораздо больше шансов сдержать повторения таких действий в будущем», — объяснял он.
По мнению Болтона, второй инструмент — это военная поддержка Украины.
Об этом, в частности, говорится в одной из его свежих статей, опубликованной 19 февраля в вашингтонском издании The Hill.
Об этом, в частности, говорится в одной из его свежих статей, опубликованной 19 февраля в вашингтонском издании The Hill.
«В минувшие выходные на украинском ланче во время Мюнхенской безопасности конференции звучало немало пышных речей о «нарушении Россией международного порядка». Но для Москвы эти речи — настоящая музыка. Вместо этого Путин должен слышать грохот артиллерии и гул танков НАТО, как проводят больше и больше совместных учений с украинцами. Это, а также дальнейшие шаги, привлечет внимание Путина», — написал он.
Еще летом 2014 он настаивал в колонке в Los Angeles Times, что такое решение уже есть запоздалым — но лучше поздно, чем никогда. И упомянутая публикация интересна и другим.
«Вашингтон должен начать поставки Киеву оружия и другой помощи. И в то же время, нужно оживить план президента Буша от 2008 года о быстром пути Украины к членству в НАТО», — написал в августе 2014 будущий советник президента США по вопросам национальной безопасности.
Джону Болтону не свойственны размышления на тему «а не ли отомстит Путин», которые постоянно приходится слышать в Брюсселе. Наоборот он уверен, что расширение Североатлантического альянса расширит зону безопасности в Европе.
«Такой шаг (присоединение к НАТО Украины и Грузии) позволит уничтожить зону неопределенности между Альянсом и Россией, которую сейчас использует Путин. (Это возможно) даже несмотря на трагическую потерю Крыма. Включив их в общую систему сдерживания, которая доказала эффективность (ведь она смогла убедить Россию не использовать силу против стран-членов НАТО), мы сможем предотвратить будущие вспышки агрессивности России», — объяснял он.
Зато отказ принимать Украину в НАТО дает Путину уверенность в том, что его стратегия работает, считает Болтон.
«Пока Запад ведет себя как слабый, Путин будет вести себя так, как привык.
В 2008 году президент Буш сделал все, что мог: он предложил европейцам открыть Украине путь к членству в НАТО. Европейцы тогда сказали нет, потому что боялись ответа России. А через 4 месяца Россия вторглась в Грузию!», — объяснял он в студии WSJ.
Посмотрим, сохранит ли Болтон этот подход на официальной должности и сможет ли он убедить Трампа.
Кроме того, сложно отрицать, что с его назначением Украина точно стала ближе к НАТО.
Причем во времена Джона Болтона США будет поднимать в рамках Альянса также другие очень непростые вопросы об отношениях с Россией Путина. Например, о том, как должен действовать Запад в ответ на фактический выход России из Договора о ликвидации ракет средней и ближней дальности (Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty, INF). Заявления нового советника Трампа по этому поводу содержат намеки на новую гонку вооружений.
«Президент Трамп должен сказать Владимиру Путину: или ты возвращаешь Россию к соблюдению Договора INF, или мы также выходим из него», — заявил Болтон под аплодисменты на партийной конференции в начале 2017 года.
Одновременно есть важный вопрос, по которому позиции Джона Болтона и официального Киева существенно расходятся. Новый советник Трампа по вопросам нацбезопасности не скрывает скепсиса относительно идеи миротворческой миссии ООН в Украине.
В прошлом году Болтон посещал Украину для участия в Yalta European Strategy. На полях этого форума в комментарии телеканалу 112, он рассказал о своей позиции.
«Я не считаю, что нужны миротворцы в Украине, это — ошибка украинской стороны. Это означает, что вы усиливаете вмешательство России во внутренние дела Украины, ведь Россия — это постоянный член Совбеза ООН (который будет принимать решение о миротворцах). Главный вопрос сейчас — как не превратить Донбасс на замороженный конфликт. Поэтому если вы хотите восстановить суверенитет Украины на Донбассе, то миротворцы — это последнее, о чем вы должны думать», — заявил он.
Какой именно путь является более приоритетным, он не уточнил. И учитывая приоритеты Болтона, нельзя исключать, что он больше привязан к военной компоненте — в отличие от подавляющего большинства западных и американских дипломатов.
К слову, Джону Болтону не привыкать быть одному против всех.
https://inforesist.org/za-ukrainu-v-nato-i-protiv-mirotvortsev-chto-dumaet-o-nas-dzhon-bolton/
Комментариев нет:
Отправить комментарий